Мультфильмы для детей — это своеобразное окно в мир, позволяющее знакомиться с основами этики, морали и формировать модели поведения. Они не только развлекают, но и помогают отдохнуть после занятий, способствуют познанию окружающего мира, учат решать жизненные задачи, обдумывать поступки и различать добро от зла. Однако исследования также показывают, что влияние мультфильмов может быть, как положительным, так и негативным. Рассмотрим их воздействие подробнее.
Польза
Качественные мультфильмы могут стать настоящими помощниками родителей в воспитании и развитии детей. При правильной организации режима просмотра и внимательном подборе мультфильмов, их влияние можно сделать максимально полезным:
- Мультфильмы побуждают детей думать, анализировать, строить логические цепочки и развивать воображение.
- Благодаря мультфильмам дети знакомятся с новыми словами, понятиями и интересными фактами, которые им передают их любимые персонажи.
- Захватывающие сюжеты и разнообразные образы расширяют кругозор и дополняют знания о мире.
- Во время просмотра дети становятся как бы «участниками» событий, пробуют на себя различные социальные роли, учатся оценивать героев и их поступки.
- Мультфильмы помогают освоить основы поведения: учат, что играть с огнем опасно, обижать других нехорошо, а помогать — благородно.
Кроме того, мультфильмы — это интересный и полезный способ занять ребенка. Хорошая картина успокоит взволнованного малыша, отвлечет его и переключит внимание. Родители же могут воспользоваться этим временем для домашних дел или отдыха.
Чтобы мультфильмы действительно приносили пользу, они должны соответствовать возрасту ребенка и его интересам. Желательно заранее просмотреть мультфильмы, чтобы оценить их содержание. Также важно ограничивать время перед экраном, так как частая смена изображений и некоторые сюжеты могут чрезмерно возбуждать нервную систему детей.
Мультфильмы и ментальная арифметика
В образовательных программах, таких как ментальная арифметика в Sirius Future, мультфильмы также используются как инструмент обучения. На первых занятиях дети знакомятся с основными персонажами, узнают, зачем заниматься арифметикой, и как могут помочь волшебному псу Сири и его друзьям. Каждое занятие включает сюжетную линию, где ребенок выполняет задания в игровой форме. А по завершении курса ребята смотрят мультфильм, где они вместе с героями успешно преодолевают трудности, спасают Сири и защищают их волшебный мир.
Вред
Мультфильмы могут нанести и вред, который условно делится на физиологический и психоэмоциональный.
В первую очередь страдают глаза и позвоночник. Если ребенок подолгу смотрит на экран, особенно если изображение низкого качества, это негативно сказывается на зрении. Неправильные позы при просмотре приводят к проблемам с осанкой, ограничивают подвижность плечевых суставов и могут вызывать другие физиологические нарушения.
Также длительный просмотр мультфильмов может вызвать повышенную раздражительность, головные боли, усталость и возбудимость. Психологи отмечают, что определенные сюжеты или типы анимации могут даже замедлить развитие ребенка, так как визуальные образы влияют на нервную систему очень интенсивно.
Когда можно начинать показывать мультфильмы
Большинство специалистов рекомендуют начинать показывать мультфильмы детям не раньше трехлетнего возраста. До этого времени психомоторное развитие у малышей напрямую связано с активным взаимодействием с окружающими объектами и, например, с маминым голосом при чтении. Если малыш слишком рано начнет смотреть мультфильмы, это может негативно отразиться на развитии речи и навыках общения.
Ограничение времени
Согласно рекомендациям ВОЗ, детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется смотреть мультфильмы не более 30 минут в день. Для детей от 7 до 10 лет это время увеличивается до 30–50 минут, а для подростков 11–18 лет — до 1–3 часов в день.
Рекомендации по выбору мультфильмов
При выборе мультфильмов многое зависит от характера и интересов ребенка, его возраста и предпочтений. То, что нравится одному малышу, может оказаться не подходящим для другого.
Среди популярных вариантов, которые рекомендуют родители, выделяются: «Лунтик», «Малышарики», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фунтик», «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Винни Пух», «Карлсон», «Дюймовочка», «Маугли», «Котенок по имени Гав», «Простоквашино», «Бременские музыканты», «Умка». Музыкальные мультфильмы занимают особое место в этом списке, так как мелодичные произведения лучше запоминаются и восприятие их происходит легче.
Новые поколения детей существенно отличаются от прошлых и живут в другом информационном пространстве, поэтому старые мультфильмы становятся для них менее актуальными. Психологи критикуют некоторые современные мультфильмы, но среди них также можно найти качественные и добрые. Главное — уделить внимание подбору.
Какие мультфильмы точно не подходят для детей:
- С элементами насилия, агрессии или жестокости.
- С перевернутыми представлениями о добре и зле, где отрицательные персонажи идеализируются или избегают наказания.
- С чрезмерным визуальным воздействием — слишком яркими, быстро сменяющимися изображениями и резкими звуками, которые перегружают психику.
Памятка для родителей
Чтобы просмотр мультфильмов был полезным, следуйте этим простым рекомендациям:
- Обязательно просматривайте мультфильмы заранее, чтобы убедиться, что они подходят вашему ребенку.
- Положительный герой должен быть основным.
- Обращайте внимание на сюжет: избегайте сцен, которые вам бы не хотелось, чтобы ребенок видел.
- Соотносите тематику мультфильма с возрастом ребенка, чтобы он мог понять события и мотивы героев.
- Если ребенок начинает копировать поведение отрицательных персонажей, исключите такой контент.
- Не используйте мультфильмы как средство отвлечения на постоянной основе.
- Следите, не возникает ли у ребенка зависимость от мультфильмов — если он требует их включать даже фоном во время игр, еды или перед сном, стоит ограничить доступ к экрану.